Сообщение Kentaro » Ср дек 20, 2023 5:32 pm
Досмотрел «Доходный дом Иккоку». Неприятность, разумеется, не в этом. Кто-то из писавших отзывы на World Art'е признавался, что после окончания 96-й серии испытал чувство потери, переросшее в депрессию. Это, конечно, не мой случай, поскольку даже весьма длинное аниме не исчезает после того, как мы досмотрели его до конца, и тут же пересмотреть всё заново в наши дни не проблема. Это раньше, когда кончался телевизионный показ СМ, можно было прийти в отчаянье как раз из-за невозможности немедленно вернуться к первой серии (думаю, мало кто начинал записывать серии, скажем, на кассеты непосредственно во время первого просмотра). А теперь-то аниме по телевидению уже, пожалуй и не смотрят, и «закольцевать» свой просмотр никому не составит труда.
Ну так вот, смотреть заново я, естественно, буду и читать мангу — тоже. Однако есть один казус. Несмотря на нешуточную популярность аниме в прежние времена, めぞん一刻 не обзавёлся большим количеством «прицепов» в виде овашек и полнометражек. Овашек всего три, две из которых, по сведениям знатоков, являют собой банальную нарезку кадров оригинального сериала, а третья сделана как будто наспех и особыми художественными достоинствами не блещет (особенно пострадал Митака, нарисованный почти карикатурно). Что есть она, что нет — к основной истории эта поделка ничего не добавляет (так, фантазия Итиносэ и Ёцуи, навеянная жарой и пивом, «ложные воспоминания»).
Полнометражка есть только одна, но зато какая! Как выразился один из рецензентов, «ламповость» оригинального сериала в этом произведении отсутствует напрочь. По моим собственным наблюдениям — это нечто вроде издевательской пародии на оригинальную историю, временами остроумной, но духу финала сериала совершенно не соответствующей. И дело тут не столько в рисовке, которая ужасна (какой-то «спецстиль», претендующий на больший реализм, но при этом резко отличающийся от стиля манги), сколько в том месте, которое, по замыслу создателей, эта работа теоретически должна либо может занимать в ткани основного повествования. По мнению некоторых знатоков, эту полнометражку имеет смысл смотреть непосредственно в середине 96-й серии. Но, по правде говоря, я не завидую зрителю, который последует этому совету.
Не столь уж страшен сам факт «всовывания» дополнительной серии, втрое превышающей обычную, в середину финального эпизода. Создатели «Врат Штейна» умудрились впихнуть внутрь серии целый второй сезон и, в сущности, не столь уж провалились. Куда хуже другое: то, что творится в полнометражке «Доходный дом Иккоку. Финальная глава» недвусмысленно разрушает очарование последней серии.
Непохожая на себя во всех смыслах Ибуки (которая умудряется сперва напиться и хорошенько побуянить, потом моментально протрезветь и проникновенно побеседовать с Кёко на чердаке) — это ещё полбеды. Отец Кёко и Ииока (менеджер из кабаре), которые пьянствуют всю ночь и в общей катавасии участия не принимают, тоже ерунда, хотя, по большому счёту, они тут ни к селу ни к городу, точно так же как и неузнаваемый владелец бара «Тя-тя-мару», зачем-то явившийся в Иккоку-кан делать предложение Акэми (в оригинальном аниме ему для этого нескольких секунд хватило и ходить никуда не пришлось). Неожиданный визит Митаки и Асуны (да ещё и с корзиной щенков, родившихся что-то очень уж поздно!) прямо противоречит содержанию 96-й серии, так же как и присутствие среди жильцов Нодзому Никайдо, которого в оригинальном аниме нет вообще (sic!), но, на худой конец, и это ещё можно как-то пережить (хотя вряд ли нужно).
Однако тот «дурдом» (иначе не скажешь), который устраивает «трио клоунов» почти непосредственно перед свадьбой главных героев (история с «таинственным письмом») — это уже откровенный перебор. Получается, что в течение того времени, которое прошло с поездки в Ниигату до дня свадьбы (т. е. около года) соседи, которым в данных обстоятельствах уже давно пора было угомониться, продолжали старательно и творчески испытывать отношения Юсаку и Кёко на прочность. Если они занимаются этим за два дня до свадьбы, то легко догадаться, через какие муки адовы пришлось пройти главным героям, прежде чем они до этого дня дожили. И это при том, что Кёко и Юсаку, учитывая характеры обоих, за целый год могли сто раз поссориться «на всю жизнь» и без посторонней помощи, из-за какого-нибудь очередного недоразумения или тому подобной ерунды. В общем, очень и очень жаль, что по бедности своей они были вынуждены всё это время оставаться в Иккоку-кане и терпеть бесконечные соседские «шуточки и штучки» вроде тех, что мы видим в полнометражке. Право слово, лучше бы этой полнометражки и вовсе не существовало, а то пропадает ощущение полноценного хэппи-энда и главных героев становится жалко до слёз.
«Ну так можно же считать, что её и не было!» — сказал бы оптимист. Так-то оно так, но беда в том, что данный вставной эпизод, похоже, придуман самой Румико Такахаси, т. е., вероятно, соответствует содержанию манги. Это в оригинальном сериале режиссёр тактично убрал его, чтобы «не портить музыку», а в манге-то сей перл остался. Но тогда получается, что манга куда более жестока к главным героям, чем можно было бы ожидать...