Арисава Таканори (有澤孝紀 Арисава Таканори) (2 апреля 1951 - 26 ноября 2005) - японский композитор и аранжировщик, автор закадровой музыки к ряду известных аниме, в том числе к "Сейлор Мун" (саундтрек к этому аниме был отмечен многочисленными наградами).
Арисава Таканори скончался от рака мочевого пузыря в возрасте 54 лет.
Арисава был музыкантом-самоучкой: музыка привлекала его с детства. В 20-летнем возрасте он начал учиться играть на фортепиано, в 22 года поступил в университет Сэндзоку Гакуэн на отделение композиции и оркестровой музыки. Вместе с аранжировщиком Маэдой Норио он занялся джазом и поп-музыкой.
В 1980 г. состоялся его музыкальный дебют: группа SOAP исполнила его песню "По дороге в Синдзюку" (新宿トランスファー Синдзюку торансуфэа: ). Год спустя вышел первый альбом Арисавы - Hamot Pier (ハーモト・ピアー Хамо:то пиа: ). На Токийском музыкальном фестивале 1981 г. Арисава получил приз как лучший начинающий композитор. Несмотря на то, что в 1982 г. группа SOAP распалась, альбом Hamot Pier был переиздан в 1993 г.
В 1980-х гг. Арисава писал музыку для телекомпании Tokyo Broadcasting System и различных коммерческих телепроектов, например, рекламы Coca-Cola. Кроме того, он стал автором саундтреков к нескольким кино и выпустил сингл "Взлет любви" (愛のTAKE OFF Аи но тэйкофф) к тридцатилетнему юбилею авиакомпании Japan Airlines. Позднее Арисава был назначен музыкальным директором обучающего сериала "Английский играючи" (英語であそぼ Эйго дэ асобо), транслировавшегося по каналу NHK.
Первой наградой, полученной Арисавой за музыку к аниме "Сейлор Мун", стал "Золотой диск" компании Columbia Records в 1993 г. Он был автором саундтреков ко всем сезонам аниме, а так же к видеоиграм и ряду мюзиклов, посвященных вселенной "Сейлор Мун". В 1998, 2000 и 2001 гг. он был отмечен Международной премией JASRAC в области искусства как автор наиболее продаваемых по всему миру композиций - в основном это были композиции к "Сейлор Мун".
Арисава восторгался голливудской музыкой и черпал вдохновение для саундтреков к "Сейлор Мун" из музыки к сериалу "Ангелы Чарли". Он часто использовал в музыкальных темах тех или иных персонажей заимствования из музыки иных жанров и стран. С развитием сюжета композиции приобретали более классическое, нежели поп-музыкальное, звучание, что подчеркивало внутреннее перерождение персонажей под влиянием пережитого.
Аниме, игры и телешоу, в создании музыки для которых участвовал Арисава:
Спросите доктора Рин! (Докута: Рин ни китэ митэ!), аниме
Биккуриман, Супер-Биккуриман, аниме
Дигимон (Дэдзимон), аниме (1-4 сезоны)
Wowser (Дон дон Домэру то Рон), аниме
Galaxy Fraulein Yuna (Гинга одзё:сама дэнсэцу Юна), аниме
Goldfish Warning! (Кинго тю:ихо:!), аниме
Акакагэ, ниндзя в маске (Камэн но ниндзя Акакагэ), аниме
King's Brunch (телешоу), открывающая композиция
Burn!! Robokon (Моэро! Робокон), телепрограмма
Сейлор Мун, воины в матросках (Бисё:дзё сэнси Сэра: Му:н), аниме
Улица Сезам (японская версия)
Сказания Этернии (Тэйрудзу обу Эта:ниа), игра
The Crayon Kingdom of Dreams (Юмэ но курэйон о:коку), аниме
Биография с сайта last.fm
Именно прекрасными музыкальными произведениями этого замечательного композитора украшен оригинальный мультсериал "Bishōjo Senshi Sērā Mūn". Слушая трогательные мелодии таких композиций, как "Hoshitachi ni Mamorarete" или "Watashi-tachi ni Naritakute" (больше известных на русскоязычных ресурсах как "Тема Надежды Усаги" и "Прощание Чибиусы и Пегаса") невозможно остаться равнодушным и не пережить эмоции, заложенные в них.
В музыке Арисавы используется большое количество разнообразных инструментов, от нежного и печального дыхания валторны (Kokoro) до экспрессивных вокалных опусов с примесью электроники (Seipai). Так же как и в построении композиций используются как классические, так и модерновые приёмы. При этом сохраняется атмосфера оркестрового звучания в сочетании с ударными в стиле "Classic Rock". Очень приятное сочетание, впервые опробованное малыми и экспериментальными джазовыми оркестрами различных стран мира и полюбившееся в конце 70-х, начале 80-х любителям музыки и прочно осевшее в арсенале именитых композиторов и продюссеров.
Так как музыка писалась специально для СМ, было сделано множество разнообразных аранжировок, продуманных как в качестве инструментальных, так и для вокальных сопровождающих тематических партий. Все музыкальные партии исполнены очень хорошо. Особо хотел бы отметить пианиста, записавшего фортепианные парти с его необычными приёмами звукоизвлечения. Динамика очень и очень правильная даже в таком исполнительском стиле. Ещё один впечатляющий и необычный элемент, присутствующий во всех композициях Арисавы, написанных для СМ: присутствие, как мне по началу показалось низкочастотного рокота. Прослушав подробнее и прогнав звук через спектроанализатор я понял, что это вовсе не рокот, а ритмическая партия. Обертона не слышны из за шумов, но судя по атаке это либо ритмичный топот по оркестровому планшету, либо тот самый большой японский барабан! (Хочется верить, что второе)).
Ещё одно неоспоримое преимущество при прослушивании: даже оцифрованная звуковая дорожка звучит очень живо. А потому что композиции не были подвергнуты цифровому ремастерингу, а были с ходу оцифрованы по причине опять же очень правильной динамики)
Есть очень много прекрасной музыки и в частности японской музыки. Таканори Арисава принёс в этот музыкальный мир свою красоту, свой свет, свой драматизм. И благодаря СМ, этот брилиант стал известен ещё множеству людей, а в особенности молодых по всему миру. У многих из них в душе, может быть даже неосязаемо, но отпечаталась эта красивая музыка.